Поэтому остро встаёт вопрос определения всей полноты функций, которыми должны быть наделены структурные подразделения органов местного самоуправления ответственные за реализацию данной сферы.
Так, например, в г. о. Тольятти при Управлении по оргработе и связям с общественностью существует отдел информационной политики. Согласно положению об отделе, его основными задачами являются:
Организация сбора и оперативного доведения до средств массовой информации (далее по тексту — СМИ) города и области информации о деятельности мэрии, структурных подразделений мэрии, муниципальных учреждений и предприятий по основным вопросам жизнеобеспечения города.
Организация сбора и оперативного доведения до средств СМИ информации о деятельности мэра и заместителей мэра.
Проведение разъяснительной работы по принятым решениям, социально-значимым программам исполнительных органов местного самоуправления.
Организация работы со СМИ города, области.
Систематизация и анализ материалов городских СМИ, касающихся деятельности исполнительных органов местного самоуправления.
Изучив внимательно эти задачи, можно сделать вывод, что это типичная пресс-служба. Этот пример ярко подтверждает, что проблема понимания того, что такое на самом деле информационная политика и что в неё входит, является очень серьёзной.
Стоит обратить внимание и на определения, которые дают учёные, исследующие данную проблематику. Так В.Д. Попов даёт следующее определение: «Информационная политика – это деятельность людей, связанная с властными отношениями в информационной сфере, прежде всего с информационно-коммуникативными отношениями как новым видом бурно развивающихся общественных отношений. Это и искусство управления этими отношениями, информационным процессами, потоками, системой СМИ и массовых коммуникаций в целях реализации национальных интересов России» [3, c. 49]. Данное определение является общим и не отражает всю суть информационной политики, так как не установлена роль обратной связи с общественностью и её важность.
По мнению А.В. Манойло: «Государственная информационная политика – деятельность системы органов государственной власти и управления по достижению национальных интересов в информационно-психологической сфере, компетенция которых определяется действующим, стремительно развивающимся информационным законодательством» [1, c. 172].У данного определения есть также существенный минус, так как оно опять же рассматривает информационную политику только с точки зрения государства.
Следует проанализировать и определение, данное Андреем Мозолином, так как оно переводит это понятие уже в более практическую плоскость и показывает, какая цель является главной в России при осуществлении информационной политики органами государственной власти и местного самоуправления. По его мнению под информационной политикой стоит понимать «ряд целенаправленных действий, связанных с внедрением определённых информационных положений в сознание различных социальных групп и позволяющих сформировать и защитить положительный образ конкретного органа власти в целом, а также его руководства, и в первую очередь – высшего руководящего лица» [2, c. 54].То есть главной целью является создание исключительно положительного образа власти, независимо от реального положения дел, тогда как мнение населения и его требования отходят на второй план. Главное — внушить правильность любых действий власти.
Более близкое к действительным целям определение информационной политики даёт О.Н. Савинова. Она считает, что цель её – с одной стороны – обеспечить широкое и адекватное информирование всей общественности и отдельных специализированных групп о деятельности органов власти; а с другой – собрать информацию о потребностях населения [4, c. 27] Здесь уже прямо говорится, что одной из главных целей является учёт мнения общественности и обязательное взаимодействие органов власти с населением, то, что обычно игнорируется в других определениях. Невозможно построить информационное и демократически развитое общество, если мнение населения игнорируется и навязывается ему то, которое выгодно государству. То есть власть, в конечном итоге, должна быть открытой.
Однозначное определение информационной политики дать сложно, так как все её основные элементы взаимосвязаны друг с другом и имеют обратную связь, а сфера информации должна быть открытой и свободной для восприятия каждым элементом. Отдельно выступают информационные технологии, т. к. они являются исключительно инструментом информационной политики в виде информатизации.
У информационной политики очень сложная субъектно-объектно составляющая. Так органы местного самоуправления и общественность одновременно выступают объектом и субъектом, так как находятся в постоянной взаимосвязи и воздействуют друг на друга. Ещё сложнее со СМИ, так как они также являются и субъектом и объектом, но при этом ещё и выполняют функции инструмента информационной политики. Это объясняется тем, что, как население может использовать СМИ для влияния на органы местного самоуправления, так и органы для влияния на население. Но в России, к сожалению, в подавляющем большинстве случаев на уровне местного самоуправления СМИ находятся исключительно под контролем власти.
Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Поэтому остро встаёт вопрос, какими же действительно функциями должен обладать отдел информационной политики в органах местного самоуправления в обществе с открытым доступом к информации и наличием обратной связи. Примерно они должны выглядеть вот так:
Связи со СМИ. Сюда входит организация работы со всеми СМИ, освещающими жизнь муниципалитета — аккредитация журналистов, подготовка пресс-релизов, организация пресс-конференций и встреч журналистов с должностными лицами, ответы на запросы – это основа В том числе, организация официального источника опубликования муниципальных правовых актов.
Информатизация. К ней относится создание единой городской информационной базы, к которой гражданин имел бы доступ через специализированные места или даже через свой рабочий компьютер. Главной целью является увеличение открытости и доступности информации, а также сокращение личного контакта чиновники и населения при оказании им муниципальных услуг. Это сокращает очереди, делают доступнее услуги и уменьшает коррупционный фактор (примером могут служить Многофункциональные центры).
Связи с общественностью. Самый сложный элемент, который зачастую игнорируется органами местного самоуправления или исполняется недостаточно. Сюда входят личные встречи должностных лиц с населением, работа на местах, наличие развитой системы обратной связи с гражданами, которая позволяет выявлять проблемы максимально быстро. Сюда также входит создание ТОСов, проведение открытых публичных слушаний по бюджету и генплану (участие населения не только в принятии, но и разработке).
Список литературы:
Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях: Монография. / А.В. Манойло. — М.: МИФИ, 2003. – 388 с
Мозолин А. В. Что должен знать и уметь специалист по информационной политике? // Пресс-служба. – 2010. — № 10. – С. 53-62.
Попов В.Д. Социальная информациология и журналистика: Учебное пособие. / В.Д. Попов. – М.: Изд-во РАГС, 2007. – 336 с
Тимофеева Л.Н. Связи органов государственной власти с общественностью: учебно-методическое пособие / Л.Н. Тимофеева. – М.: Изд-во РАГС, 2009. – 52 с.