«Беларусь и Россия: строительства союзного государства»

Но возможность обрете­ния независимости бывшими союзными республиками вызвала массу проблем на всём постсоветском пространстве. Осознавая гибельные последствия произошедшей геополитической катас­трофы, Российская Федерация и Республика Беларусь пришли к необходимости полного восстановления взаимных связей.

Необходимо отметить, что с развалом Советского Союза, когда взаимосвязи большинства бывших советских республик оказались на грани разрыва, сотрудничество между Россией и Беларусью продолжалось. Так, уже в 1992‑1993 годах заключены соглашения о снятии ограничений в хозяйственной деятельности, о принципах сотрудничества и взаимоотношений в области транспорта, об ос­новных принципах и условиях взаимоотношений в области транс­портировки нефти, о транспортировке природного газа через тер­риторию Беларуси и поставки его белорусским потребителям.

Значительные меры к облегчению торговых отношений бы­ли предусмотрены в Соглашении о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года и в Соглашении о Таможенном союзе от 5 января 1995 года. 21 февраля 1995 года был подпи­сан Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. С этого мо­мента две страны последовательно и целенаправленно шли к созданию Союзного государства.

26 мая 1995 года у белорусской деревни Речка Президент Рес­публики Беларусь Александр Лукашенко и Председатель Прави­тельства Российской Федерации Виктор Черномырдин совместно убрали пограничный столб, тем самым обозначив ликвидацию гра­ницы между Беларусью и Россией. В ходе состоявшегося в конце февраля 1996-го первого официального визита главы белорусского государства в Россию были рассмотрены предложения, направлен­ные на интеграцию двух стран. Они легли в основу межгосударс­твенного договора и запустили механизм объединительного про­цесса. 2 апреля 1996 года Борис Ельцин и Александр Лукашенко скрепили своими подписями Договор об образовании Сообщества Беларуси и России. В ознаменование этого исключительно важно­го для обеих стран события был учреждён праздник День единения народов Беларуси и России, который отмечается ежегодно.

Ровно через год состоялось подписание Договора о создании Союза Беларуси и России. В нём был прописан ряд соглашений, позволявших осуществить более тесную интеграцию в полити­ческой, экономической и социальной сферах.

8 декабря 1999 года в Москве был подписан главный ин­теграционный документ — Договор о создании Союзного го­сударства — и принята Программа действий по реализации положений Договора о создании Союзного государства. 26 января 2000 года, после ратификации Договора парламентами двух стран, он вступил в силу [1, c. 80]

Договор о создании Союзного государства, являясь основопола­гающим документом единого государства, базируется на принципах суверенного равенства стран-участниц, добровольности, добросо­вестного выполнения ими взаимных обязательств. На его основе разработаны программы, проекты и планы мероприятий, касаю­щиеся самых различных сторон совместной деятельности. Пос­ледовательно ведётся работа над гармонизацией и унификацией нормативно-правовой базы государств-участников. Эффективным инструментом решения совместных социально-экономических задач является союзный бюджет, который за годы существования Союзного государства увеличился более чем вдвое. [7]

Беларусь остаётся одним из основных торговых партнёр России, занимая главенствующие позиции во внешне торговом  обороте Российской Федерации со странами СНГ. В 1999 г товарооборот с Беларусью составлял всего 6,8 млрд. долларов. А в 2011 году, уровень товарооборота двух стран приблизив к 40 млрд. долларов.

Структурный экономический кризис, поразивший экономику Республики Беларусь с февраля 2011 г., поставил под вопрос стабильность на политическом поле страны. Власти продемонстрировали полную экономическую и политическую беспомощность. С одной стороны, основная часть населения республики быстро убедилась, что обещания руководства страны решить экономические проблемы не имеют ничего общего с возможностями государства. С другой стороны, широкие народные массы начали привыкать к новым тяжелым экономическим условиям, рассчитывая, прежде всего на собственные силы. Кризис 2011 г. начался с валютной фазы за несколько дней из банков и обменных пунктов (контор) полностью исчезла свободно конвертируемая валюта. Ее дефицит разогрел незаконный «черный» валютный рынок, где курсы доллара США, евро и российского рубля стали быстро расти. Буквально за несколько дней была разогнана инфляция. Население, ожидая несомненную девальвацию белорусского рубля, попыталось спасти свои денежные сбережения покупкой валюты, которая в обменных пунктах закончилась очень быстро. В условиях паники люди, стараясь избавиться от белорусского рубля, бросились скупать продукты питания, товары народного потребления, любой импортный товар. Начался потребительский ажиотаж. Власти, не имея возможности вернуть валюту в обменные пункты, противопоставили кризису пропагандистские заявления о том, что в происходящем виновато само население.

Цены на продукты и товары народного потребления за апрель-май выросли от 30 до 200 %. На 40 % подорожал бензин. Безработица в апреле выросла на 600 тыс. человек, к концу мая она составила около 1.5 млн. человек из 4.6 млн. трудоспособного населения. Резко увеличилась численность белорусских гастарбайтеров в России, Польше и других странах Европы. Уровень жизни в республике упал в 2 раза.

К сентябрю 2011 г. ситуация так и не получила своего разрешения. 15 сентября в результате дополнительной сессии на Белорусской валютно-фондовой бирже был фактически легализован курс белорусского рубля, используемый на «черном» рынке. По сути, произошла еще одна девальвация, которая привела к тому, что средняя заработная плата в республике стала равняться 150 ‑ 200 долл. США. Республика Беларусь оказалась самой бедной страной в западной части постсоветского пространства.

Попутно начались сложные процессы в белорусской экономике, которая представляет сложный конгломерат остатков постсоветского социализма в виде монопольного государственного сектора и вполне рыночных структур бизнеса, находящегося под контролем президента, а также отдельных ее секторов, которым созданы привилегированные условия. Именно в этой среде в Белоруссии за последние пять лет и сформировалась олигархия. [3]

Белорусская экономическая модель долгое время (с середины 90-х годов XX в.) функционировала на основе четырех главных принципов:

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

монопольное значение государственного сектора в реальном секторе экономики (промышленные активы, предприятия в аграрном секторе);

безусловная и практически неограниченная по масштабам поставка в республику энергоносителей и сырья из России по предельно низким ценам;

беспрепятственный доступ белорусских товаров на российский рынок

максимально закрытый белорусский рынок. [1]

Данные принципы можно было поддерживать многолетней политической игрой с Россией в различные формы экономической и политической интеграции, что обеспечивало Республике Беларусь энергетические субсидии и дотации. Общий объем дотаций, субсидий, кредитов, экономических выгод от продажи нефтепродуктов, полученных из российской нефти, снижения экономических затрат от дешевого природного газа из РФ, доступа к российским технологиям и т.д. составили за последние 17 лет более 58 млрд. долл. По иным расчетам, предоставленным в 2011 г. в Министерство экономического развития РФ, общая поддержка белорусской экономической модели обошлась российскому государственному бюджету с 2000 по 2010  г. в 60 млрд. долл. [4]

Огромная, многолетняя финансовая, энергетическая и сырьевая помощь белорусской экономике привела к тому, что в республике сохранилась постсоветская экономическая система, не способная к эволюции и невосприимчивая к структурным реформам. Получая каждый год солидные преференции и дотации, белорусское руководство не использовало их для изменения структуры белорусской экономики, ее модернизации, интегрирования национальной экономики в мировую. На рынки Евросоюза из РБ поступают в основном продукты переработки российской нефти и калийные удобрения. Промышленная продукция, товары народного потребления и продукты питания направляются на российский рынок. Все годы независимости республика имела негативное сальдо внешней торговли. В 2010 г. импорт превысил экспорт на 9.2 млрд. долл. при ВВП республики в 51 — 52 млрд. долл., что в итоге содействовало экономическому кризису 2011 г. [5, c 91‑98 ]

Экономическое влияние России на Белоруссию огромно. Ее экономика меньше российской в 40 раз и полностью зависит от энергоносителей, сырья и рынка РФ, поддержка которой является последним резервом существующего в республике социально-экономического и политического порядка. Формула власти в РБ остается прежней: «Республикой может управлять только тот политический деятель, который способен решать экономические проблемы Белоруссии в Москве».

Серьезное политическое и экономическое влияние на современную обстановку в республике оказывает участие Белоруссии в интеграционных проектах на постсоветском пространстве, инициированных Российской Федерацией, — Таможенном союзе ЕврАзЭс и Едином экономическом пространстве (ЕЭП), а также Союзном государстве Белоруссии и России (СГБР). Минск не может позволить себе устраниться от интеграционных проектов, так как в этом случае его экономика подвергнется быстрой деиндустриализации и распаду. В конце мая Российская Федерация через Антикризисный фонд ЕврАзЭс предоставила Белоруссии кредит в объеме 3.2 млрд. долл. на три года. Деньги должны выплачиваться ежегодными траншами. Главные условия предоставления кредита начало в республике структурных экономических реформ, включая приватизацию. Кредит должен стимулировать приватизацию белорусского государственного сектора в экономике республики на сумму 7.5 млрд. долл. за три года. Белоруссия 30 декабря 2011 г. получила второй транш кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС в размере $440 млн. [6]

Россия и Белоруссия запускают цифровую систему управления общей системой противовоздушной обороны до конца 2012 года. Управлять объединенной группировкой ПВО смогут и российские, и белорусские военные. В управлении единой автоматизированной системы будут все силы и средства ПВО в Белоруссии и Западном военном округе России. Решение о применении вооружения будет принимать та сторона, которая первой обнаружит ракеты противника.

В группировку войдут комплексы С-400, системы ПВО малой и средней дальности, а также средства радиоэлектронной разведки, в том числе, вероятно, станция «Воронеж ДМ».

Для продолжения согласованной социальной политики утверждена Концепция социального развития Союзного го­сударства до 2015 года. Она включает разделы, посвященные общему рынку труда, повышению уровня жизни населения, соцзащиты, миграционной политике, здравоохранению, эко­логии, образованию, культуре и искусству, физической куль­туре, спорту, туризму. [8]

Между Белоруссией и Европейским Союзом в 2011 возникли мощные противоречия, и их кульминацией стал отказ Минска направить свою делегацию на европейский саммит в Праге, назначенный на 5 марта. Неготовность Белоруссии идти на политические и экономические реформы вызывает все большую изоляцию этой страны от Запада. А поскольку Белоруссия больше и больше отдаляется от Европы и других западных держав, все вероятнее становится ее интеграция с Москвой.

Дипломатическая напряженность между Белоруссией и Западом связана с тем, что Минск противится осуществлению реформ своей политической и экономической системы. Эта напряженность ускоряет изоляцию страны от Запада и, соответственно, повышает шансы на то, что Белоруссия будет все больше сближаться с Россией и с теми экономическими и военными институтами, в которых доминирует Москва. [3]

Вывод

Оценивая итоги экономического сотрудничества России с Белоруссией, важно отметить следующее:

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Двусторонние отношения строятся не столько на прагматическом расчете и рыночной целесообразности, сколько на сложном переплетении экономики и политики. В качестве среды, в которой осуществляется сотрудничество, выступают тесные цивилизационные узы и массовые общественные предпочтения населения обеих стран.

Единое экономическое пространство России и Белоруссии пока опирается преимущественно на традиционный потенциал, но в последнее время все больше характеризуется заметными инновациями. Важнейшими из инновационных моментов являются рыночные условия поставок российских энергоносителей, а также расширение участия российского и белорусского бизнеса в интеграционных процессах на межрегиональном уровне.

Российская поддержка остается решающим условием стабильности белорусской хозяйственной системы. Однако новые тенденции в развитии Белоруссии, связанные с прагматичным подходом России к формированию экспортных цен на энергоносители и стремлением Белоруссии к активизации «западного вектора» сотрудничества, влекут за собой очередной виток торможения двусторонней интеграции.

Позиции белорусской стороны по всем проблемам интеграционного взаимодействия представляются достаточно «застрахованными» благодаря диверсифицированным связям многочисленных субъектов хозяйственной деятельности с российскими партнерами, осуществляемыми на межрегиональном уровне.

Список литературы

Воловик  Л. А.Основы внешнеэкономической деятельностью: Учебное пособие / Л. А. Воловик; КГУ. Калининград, 1998.

Валютный кризис Белоруссии. URL:http://lenta.ru/story/belvaluta/

Лавров С. Н., Фролов Б.А. Валютно-финансовые отношения предприятий и организаций с зарубежными партнерами. ‑ М., 2011.

Кризис в Белоруссии. URL:http://www.gazeta.ru/subjects/krizis_v_belorussii.shtml

Мировая экономика и международные отношения,   журнал  № 3, Март 2012

Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина» URL: http://www.istrodina.com/rodina.php3?year=2012&num=4

России и Белоруссии, 1999 – 2007 (анализ) URL: http://www.edrus.org/content/view/9596/71

Россия и Белоруссия объединят управление системой ПВО URL: http://www.km.ru/v-rossii/2012/04/25/otnosheniya-rossii-i-belorussii/rossiya-i-belorussiya-obedinyat-upravlenie-siste

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest