«Влияние геополитических интересов ЕС, США и России на процесс реализации внешней политики Украины»

Во-первых в ее внутренней политике сформирована такая ситуация, которая делает невозможным сворачивание экономических и политических реформ и процесса формирования гражданского общества в стране. Во-вторых и это касается исключительно внешнего фактора, Украина должна окончательно определится со своим местом и статусом в региональных международных отношениях.

Сегодня данная проблема, привлекла внимание многих ученых, специалистов-международников и политиков всех уровней. Несмотря на многочисленные публикации в периодических изданиях, которые охватывают проблематику выбора и обоснования внешней политики Украины автор считает целесообразным вернуться к этому вопросу. Это объясняется тем, что «ориентация Украины на Восток или Запад» сегодня стала слишком политизированной проблемой и в периодической прессе мало обращают внимание на научное обоснование и объективную ситуацию на международной арене. Не считая многочисленных публикаций в периодических изданиях начали появляться и достаточно серьезные научные работы. Они представляют другой уровень анализа проблем. Среди исследований такого рода можно выделить работы А. Гальчинского [3] и С. Андрущенко [1]. В работах проведено всесторонний анализ внешних и внутренних факторов, которые влияют на процесс принятия внешнеполитических решений в Украине и ее поведение как субъекта международных отношений.

Начиная рассмотрение проблемы необходимо понять, почему вопрос о внешнеполитической ориентации Украины так остро встал именно сейчас — не в 90-х годах XX в., а после завершения очередного этапа преобразований в стране. Сегодня проходит активное обсуждение разработки, обоснования и реализации обновленной внешнеполитической стратегии Украины. О серьезности этой проблемы говорят и западные аналитики, подчеркивая что в последнее время в украинской внешней политике существует серьезный недостаток стратегических исследований, аналитических оценок и прогнозов. В то же время на Западе приветствуют украинские евроинтеграционные приоритеты, соглашаются на равноправный диалог по этим вопросам.

Одним из проблемных внешних факторов для Украины является неокончательная определенность геополитических процессов. Украина оказалась на перекрестке влиятельного и противоречивого треугольника США-ЕС-Россия. Геостратегические интересы этих трех субъектов международных отношений в некоторых точках прямо противоположны, поэтому роль и значение Украины в этих процессах значительно увеличивается.

Ситуация не была столь острой в начале 90-х годов ХХ в. Потому что западные эксперты не верили в жизнеспособность украинского государства признавая здесь преимущество российских интересов. Именно этими убеждениями объясняется тот факт, что президент США Дж. Буш пытался убедить перед референдумом 1991 г. высших правительственных чиновников не делать необдуманных шагов и поддержать перестройку в СССР. Аналогичными были и рассуждения Международного валютного фонда в 1992 г., когда эксперты настаивали на том, чтобы государства, которые ранее были частью СССР не вводили собственную валюту и сохранили рублевую зону.

Второй, не менее важной причиной является тот факт, что после распада СССР только началась трансформация глобального геополитического пространства, и она достигла более четких очертаний только в начале 2000-х, что совпало с утверждением Украины как страны — регионального актера, и как активного субъекта международных отношений [2, c. 169].

При разработке внешнеполитических решений Украина должна принимать во внимание три постулата, которые формируются из-за влияния ЕС, США и России на международные отношения в регионе и в мире в целом. Во-первых, определив приоритетным курс на интеграцию в европейские структуры необходимо стремиться к реализации этой стратегической цели — вхождения в политическое, экономическое и правовое европейское пространство. Во-вторых, как можно четче понимать и по возможности принимать во внимание интересы РФ как наиболее влиятельного соседа, отношения с которым характеризуются высоким уровнем взаимозависимости. В-третьих принимать во внимание позицию США, как глобального игрока, интересы которого влияют на расположение сил в Европе и на постсоветском пространстве.

При пересечении интересов ЕС, Соединенных Штатов и России на территории Восточной Европы уровень их отношений с Украиной больше зависит от способности этих субъектов к выработке общей стратегии и преодоления противоречий, чем от позиции самой Украины.

Сегодня противоречия в треугольнике ЕС-Россия-США все более обостряются, т. к. как они заняты разработкой стратегий с целью укрепления своей позиции в регионе и расширения влияния через ослабление присутствия другой стороны. Но в этом соперничестве трудно четко идентифицировать союзника, потому что геополитические интересы делают все три силы зависимыми друг от друга. Так ЕС и США, объединены приверженностью демократическим ценностям, борьбою за их поддержку в мире. Важным объединяющим фактором в отношениях ЕС-США является и приверженность трансатлантической безопасности, желание создать зону стабильности и развития. В то же время ЕС заинтересован в развитии диалога и дружественных отношениях с Россией, особенно в целях диверсификации источников поставок энергоносителей в Европу, как фактор влияния на страны Среднего и Ближнего Востока в переговорах по нефтяным вопросам. А в глобальном контексте, ЕС заинтересован в развитии дружественных отношений с Россией для того, чтобы уменьшить гегемонию Соединенных Штатов на европейском континенте [cм. 1, c. 235, 3, с. 303—313]. США, как глобальный игрок, также заинтересованы в формировании сбалансированных отношений с другими сторонами треугольника: с ЕС — с целью сдерживания влияние Российской Федерации в ЦВЕ, и в рамках Евроатлантического сотрудничества; с другой стороны необходим и диалог с Россией в целях согласования позиций по основным международным проблемам. Также не последнюю роль в отношениях США-Россия играет возможность давления через РФ на страны ЕС.

Для Украины важно понимать точки столкновения и взаимодействия этих интересов в практической плоскости и определять ее роль в этой геополитической структуре. Украина заинтересована в сотрудничестве с ЕС, США и Российской Федерацией в области стратегической безопасности, экономического сотрудничества, сотрудничества в энергетическом секторе. Но сегодня существует такой вопрос, как соперничество этих трех актеров и незавершенность концепции их взаимодействия в периферийных регионах.

В сфере безопасности борьба проходит между евроатлантической (европейской) и евразийской системами. Более развитой является европейская система. В то время как евразийская находится в стадии формирования. Сегодня ЕС стремится окружить себя ориентированным на Европу геополитическим пространством с включением стран восточного и южного направления. Для реализации этих стратегических целей, эксперты ЕС разработали следующие институты: процесс расширения, осуществления политики соседства, предоставление технической и другой помощи в развитии коммуникаций, транспортных коридоров и необходимой инфраструктуры.

Практическим формированием такого геополитического пространства было расширение ЕС в 2004 и 2007 гг. Албания, Босния, Македония, Сербия, Черногория и, с некоторыми оговорками, Турция являются следующим «поясом» в формировании европейского геополитического пространства.

Третий «пояс» геополитического пространства, которое формируется, составляют так называемые страны — объекты европейской политики соседства. С юга это страны Северной Африки и Ближнего Востока, которые объединены с ЕС «Барселонским процессом». С востока это страны, которые входили в состав бывшего СССР — Молдова, Беларусь, Украина, здесь ЕС стремится создать зону стабильности и приверженности что демонстрирует реализация проекта «Восточное партнерство», а в будущем уже с отдельными странами не исключается возможность проведения диалога об ассоциации членстве в ЕС.

И наконец, на периферии европейского геополитического пространства идут векторы заинтересованности ЕС. Они направлены через Черноморский, Каспийский регионы к Центральной Азии с проектами реализации геоэкономических интересов в сфере транспортных коммуникаций и доступа к источникам поставок энергоносителей.

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Параллельно с этими процессами Россия стремится сформировать евразийский геостратегический регион субъектами которого, по замыслу российских политиков, могут стать страны СНГ. Этот процесс имеет больше проблем и вопросов, слабее он и обоснован теоретически, чем параллельный евроинтеграционный. На сегодня нельзя говорить о существовании единого геополитического объединения на постсоветском или евразийском пространстве. Сейчас Россия пытается максимально использовать экономические, политические, информационные и военные рычаги для достижения своих стратегических задач. Но успехи в формировании евразийского геополитического пространства напрямую зависят от ее способности утвердиться в качестве стабильного финансово-экономического интеграционного центра, что связано и с развитием сотрудничества по линии ЕС-РФ. При этом для России важно избежать изоляции от ключевых позиций в формировании политической и экономической структуры Европы. В этом процессе многое зависит от способности РФ избежать изоляции в мировых международных отношениях.

США выступают единственным глобальным игроком в международных отношениях и поэтому их стратегия направлена на достижение единой цели — установление политического и экономического контроля во всех регионах мира. На постсоветском пространстве эта стратегия направлена на ослабление влияния России и попытки обеспечить определенный контроль над ее шагами на международной арене. Для реализации этой задачи используется доктрина «демократии и стабильности с Запада на Восток» и попытки формирования пояса подконтрольных государств вдоль границ РФ. В этом контексте совпадают интересы США и ЕС: 1) они совместно формируют единую евроатлантическую геополитическую сферу, в противовес которой формируется евразийская, 2) на политику ЕС и США значительное влияние осуществляет российский фактор (не желательность усиления влияния РФ с точки зрения глобальных интересов США и региональных интересов ЕС).

Исходя из отдельных процессов можно сделать вывод, что Украина становится важной составляющей в формировании регионального геополитического пространства. Она выступает объектом в процессе создания системы стратегической безопасности всех трех субъектов: США, ЕС и России. Для России Украина является центральным звеном в ее реинтеграционных проектах на постсоветском пространстве. Эти проекты предусматривают ее включение в разнообразные экономические и политические структуры во главе которых стояла бы РФ. США и ЕС поддерживают проведение политических и экономических реформ, развитие демократического гражданского общества в Украине, что соответствует их стратегической цели — сохранению этой территории в сфере влияния европейского и евроатлантического пространства.

В то же время в этом геополитическом объединении интересов нет единства относительно объемов поддержки Украины на этом пути. Так ЕС после расширения 2007 года не готов в ближайшем будущем обсуждать вопрос членства Украины, а заинтересован в формировании предсказуемого соседнего пространства. США в свою очередь, заинтересованы в сохранении влияния на европейском континенте, стремятся к закреплению сфер влияния наряду с Россией и выступают за скорейшую интеграцию Украины в евроатлантические и европейские структуры. В этой схеме кроется определенная конфликтность интересов этих трех основных игроков. ЕС рассматривает процесс расширения как средство повышения влияния на континенте. США же связав расширения ЕС с принятием новых членов в НАТО рассматривают этот процесс как сохранение своего присутствия на континенте. По этой процедуре США пытаются решить двойную задачу: 1) выработав формулу вступления в ЕС через членство в НАТО обеспечивается окончательный выход страны — кандидата из сферы влияния РФ, а вместо этого страна-кандидат получает доступ к механизмам влияния США на страны ЕС при переговорах о будущем членстве в Союзе, 2) такая процедура обладает потенциалом по усилению американского влияния в середине ЕС — через лоббирование интересов ряда центральноевропейских и постсоветских стран в ЕС, США получают новых союзников в Европе, что приводит к некоторому ослаблению ЕС, из-за расширения за счет государств с несоответствующими европейским стандартам параметрами экономического и политического развития [4].

ЕС также стремится использовать ситуацию для реализации своей геополитической цели и построить бесконфликтную схему взаимоотношений с Россией и США балансируя между евроатлантическими и европейскими парадигмами. Со стороны РФ восприятие расширения ЕС и НАТО тоже не однозначное. В этом контексте активизируется диалог с ЕС с целью смягчения уязвимости РФ, потому что в европейской интеграции Россия видит меньшую угрозу своим национальным интересам. Но им противоречит присоединение Украины к ЕС, что усиливает потенциал влияния Союза на постсоветском пространстве. Российско-украинские отношения для ЕС выступают важным фактором стратегии на восточном векторе потому что ЕС заинтересован в стабильных отношениях между Украиной и РФ, не создавая условий для их сближения за счет отношений с ЕС. Россия же для ЕС выступает ключевым партнером в формировании стабильного пространства на восточных границах.

Учитывая такую систему интересов ЕС, США и России на постсоветском пространстве стала закономерной тенденция сближения интересов России с ЕС или США приводит к «мягкой изоляции» Украины, что является следствием резких колебаний в ее внешнеполитической стратегии от одного вектора к другому. Именно поэтому перед украинским внешнеполитическим ведомством стоит задача разработки и внедрения уравновешенной стратегии взаимоотношений, которая не играла бы на противоречиях других игроков.

Экономическое сотрудничество между ЕС и РФ является жизненно важным фактором для обеих сторон потому что США используют несколько иную стратегию закрепления своего влияния в периферийных регионах. Экономический диалог ЕС-РФ направлен на формирование общеевропейской зоны свободной торговли и был основан в 1999 году. Украина последнее время остается как бы в стороне от углубления европейской экономического сотрудничества. Это явление объясняется двумя основными причинами: во-первых, из-за углубления дестабилизационных тенденций внутри страны, и во-вторых, из-за дискуссий по вопросу внешнеэкономических ориентиров — европейской или евразийской экономической интеграции. Идея формирования в отношениях с ЕС общего политического и экономического европейского пространства высказывалась и ранее, но так и не была четко сформулирована. Такая концепция в украинском варианте достаточно удачно могла бы объединиться с экономическим диалогом ЕС и России [3, c. 335—336].

Предлагаемая ЕС концепция соседства не противоречит в основных положениях ни интересам Украины ни европейско-российскому диалогу, это: адаптация к стандартам европейского права, в части, касающейся функционирования внутреннего рынка; страна-участница должна быть готова к общей политике в области конкуренции и формированию механизмов контроля за ее соблюдением.

В теоретическом аспекте это явный выход из сложной ситуации Украины, потому что снимается проблема выбора направления интеграции поскольку европейский и евразийский векторы могли бы быть объединены в рамках единого интеграционного курса, направленного на формирование общего экономического и политического пространства. Однако сегодня присоединение Украины к такого рода соглашениям является нереальным по нескольким причинам: затягивание процесса адаптации законодательства к нормам и принципам ЕС, низкие темпы торговой и инвестиционной интеграции Украины с ЕС; текущая структура торговли ЕС и Украины, и на сегодня Украина не готова к конкуренции с европейскими производителями товаров и услуг.

С другой стороны Украина должна учитывать и процесс формирования евразийского экономического пространства. Учитывая последовательную позицию ЕС в этом вопросе Союз не выдвигает возражений по формированию зон свободной торговли и намерен способствовать региональной интеграции на своих периферийных регионах.

Помимо политической и экономической составляющей на постсоветском пространстве большое значение имеет энергетическая составляющая. По развитию геополитических процессов очевидно что Украина стала объектом геополитической игры вокруг энергетической безопасности всех ключевых игроков: США, России и ЕС. Украина при таких обстоятельствах имеет значительные преимущества: во-первых, это ее транзитный потенциал в направлении РФ-Украина-Европа, а во-вторых, возможности налаживания транзитной линии Каспийский регион-Украина-Европа (США). При участии в этих проектах Украина имеет возможность решить и проблему своей энергетической безопасности значительно ослабив зависимость в этой сфере от РФ. К тому же налаживание транзитных путей приведет к получению прямых доходов и улучшению экономического положения страны. В этой сфере тоже существует много противоречий и проблем, а значит сегодня энергетический вопрос выступает еще одним рычагом давления на Украину в геополитическом пространстве США-Россия-ЕС-Украина. И к сожалению события здесь разворачиваются не в пользу украинских стратегических интересов.

Ища пути решения проблем, которые стоят перед Украиной в сфере ее внешней политики следует учитывать уникальность ситуации, сложившейся на сегодня в регионе и избавиться от распространенных в предыдущих периодах ошибок — играть на интересах треугольника США-ЕС-России с целью за счет их противоречий решать собственные краткосрочные задачи.

Украина находится на перекрестке геополитических интересов, на грани двух миров, двух во многих аспектах самодостаточных и одновременно потенциально конфликтных, как это доказывает многовековая история цивилизаций, и поэтому любая ошибка или даже неточность при определении соответствующих приоритетов могут иметь крайне негативные последствия.

Украина сегодня должна разработать стратегию которая отдавала бы предпочтение развитию выгодного для нее сотрудничества и способствовала бы формированию имиджа Украины как надежного и предсказуемого партнера на международной арене. При выработке внешней политики Украина должна опираться исключительно на национальные интересы государства.

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Список литературы:

Андрущенко (Гринько) С.В. Україна в сучасному геополітичному середовищі. — К., 2005. — 286 с.

Бжезинский Зб. Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство. — М., 2005. — 288 с.

Гальчинський А. Помаранчева революція і нова влада. — К., 2005. — 386 с.

Корнієвський О., Шиманський В., У світ, де не спалахують конфлікти. Доктрина розширення демократії: геополітичні аспекти політики США // Політика и час. — 2005. — № 1. — С. 38—43.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest